Госдума 28 мая приняла поправки в законы «О защите прав потребителей» и «Об основах туристской деятельности», которые наделяют Правительство РФ полномочиями вводить разные виды бронирования средств размещения, включая невозвратные тарифы. Это нововведение может появиться в российских отелях уже во второй половине 2025 года.
В чем смысл нововведений
Как и в авиаперевозках, турист сможет выбрать между более дорогим возвратным тарифом с возможностью отмены брони и более дешевым невозвратным, который не предусматривает возврат денег при отказе от поездки. При этом в случае форс-мажорных обстоятельств — болезнь туриста, смерть родственника, режим ЧС или мобилизация — возврат средств будет гарантирован.
Закон призван сохранить баланс интересов: защитить права туристов, но при этом дать гостиницам инструменты для более эффективного управления бронированиями и финансовым планированием.
«Прежде всего новый закон учитывает интересы людей, делает путешествия по России более доступными. Но он выгоден также и бизнесу. Гостиницы смогут повысить эффективность использования номерного фонда, повысить рентабельность. Это одна из инициатив Минэкономразвития, направленная на улучшение регулирования в сфере туризма», — прокомментировал принятие документа министр экономического развития Максим Решетников.
Почему это важно для турбизнеса
По словам Александра Байбородина, руководителя компании «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры», споры, связанные с отменой поездок, составляют минимум 20–25% всех конфликтов в отрасли. Это одна из самых трудоемких категорий.
«В отсутствие полностью и официально узаконенных невозвратных тарифов на размещение в отеле турагент или туроператор никогда не могут быть уверены в исходе спора. Даже если закон позволяет удерживать фактически понесенные расходы, окончательное решение — прерогатива конкретного судьи. Введение понятия «невозвратный тариф» в отельной сфере стало бы положительным шагом и помогло бы снизить количество судебных разбирательств», — отмечает юрист.
Он подчеркивает, что по сути ничего принципиально нового рынок не получит — такие тарифы давно существуют в неофициальной практике, особенно на высокие даты вроде новогодних праздников. Но отсутствие формального регулирования порождало споры.
«Чем услуги размещения в отелях хуже авиаперевозок, где невозвратные тарифы давно стали нормой? Никакого негативного эффекта от этого механизма нет. Более того, он работает — и давно», — добавляет Байбородин.
Он также подчеркивает, что это нововведение должно повлиять и на судебную практику по международному туризму.
«Я думаю, на суды по зарубежному туризму это тоже косвенно повлияет. Будет проще биться в судах со ссылкой: «у нас в России невозвратные тарифы узаконены». Возможно, из лексикона судей и про-потребительских юристов исчезнет надоевшая всем фраза: «Ничего не знаем, верните деньги потребителю, невозвратные тарифы с партнерами — это ваши предпринимательские риски!» Даже сейчас нам удается оспаривать этот несправедливый тезис, но с новым законом это будет проще», — заключает эксперт.
Законопроект может стать важной точкой опоры для отельеров, туроператоров и агентов. Он формализует то, что и так уже практиковалось годами, и избавляет рынок от правового вакуума. А главное — снижает риск «маразматических» ситуаций, когда турист, отказавшись от поездки за неделю до Нового года, требует полный возврат, не учитывая, что отель уже понес издержки, отказал другим гостям и заморозил номер на полгода вперед.