+7 (499) 390-78-97  

Можно ли отказать клиенту в заключении договора?

Если турагент откажет туристу

Можно ли отказать клиенту в заключении договора?

Давайте представим ситуацию, что в туристическое агентство пришёл турист и просит сотрудников продать ему тур. В процессе беседы специалисты понимают, что не хотят связываться с этим туристом и отказывают ему в продаже тура.

А можно ли так сделать? Давайте разберёмся.

Когда вы покупаете хлеб в магазине, приобретаете квартиру или участок, приглашаете сантехника домой для ремонта крана, идёте в ночной клуб или покупаете билет в кино, иными словами приобретаете товар или услугу - это называется публичным договором.

По букве закона публичным договором, в соответствии с ГК РФ (ст. 426), признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Такие правила также действуют и для туристических компаний. Они свободно размещают различные туристические предложения и услуги, которыми каждый человек может воспользоваться, независимо от того, хотите ли вы этого или нет.


ПРИЗНАКИ ПУБЛИЧНОГО ДОГОВОРА

Такой тип договора присутствует в различных отраслях: компаний в сфере розничной торговли, организаторов перевозок общественным транспортом, туризма, компаний в сфере связи, организаций в сфере энергоснабжения, медицинских центров и других медорганизаций, компаний в сфере гостиничного бизнеса. Возможны иные варианты организаций, которые заключают публичный договор. Суд вправе классифицировать договор как публичный на основании обстоятельств дела.


ПРАВИЛА ПУБЛИЧНОГО ДОГОВОРА

По правилам о публичном договоре предприниматель или организация должны заключать сделку со всеми, кто обратится. Обычно потребитель – непрофессионал в данной сфере, а также не может влиять на условия соглашения. Если предприниматель может исполнить договор, он не вправе отказать в его заключении (ч. 3 ст. 426 ГК РФ). Из этого следует, что потребитель может понудить предпринимателя заключить соглашение. Например, подать иск или направить жалобу в административный орган.

Также нормы о публичном договоре запрещают дискриминацию потребителей. Их равенство – основной принцип договора. В целях этого лучше предлагать потребителям одинаковый договор и единый прайс-лист. В случае дискриминации потребитель может обратиться в суд или антимонопольный орган. В статье 426 законодатель указал два отдельных примера дискриминации потребителя. Первый – когда предприниматель оказывает предпочтение одному потребителю перед другим. Второй – когда для разных потребителей установили разные цены. Исполнитель публичного договора не вправе расторгать его в одностороннем порядке и отказывать потребителю в исполнении (ч. 3 ст. 426 ГК РФ). Если публичное соглашение заключили, предпринимателю необходимо выполнять свои обязательства согласно договору. Исключением является лишь невозможность исполнения обязательств не по вине исполнителя (напр. пандемия, СВО и т.п.).


КОГДА МОЖНО ОТКАЗАТЬ В ПРОДАЖЕ ТОВАРА ИЛИ УСЛУГИ?

При немотивированном отказе со стороны лица, предоставляющего услуги на основании публичного договора, на него может быть подано исковое заявление на основании п. 4 ст. 445 ГК РФ, то есть появляются основания для иска, направленного на понуждение юридического лица к оказанию услуг.

Бывают ситуации, когда договор об оказании услуги или продаже уже заключен, при этом в ходе его исполнения возникает желание прервать отношения с клиентом.

Существует два механизма прекращения договора:

односторонний отказ от исполнения договора (ст. 310, ст. 450.1 и ст. 782 ГК РФ);
расторжение договора (ст. 450, ст. 451–453 ГК РФ). Законом предусмотрено расторжение договора по согласию сторон и расторжение договора в судебном порядке.
Оба варианта в итоге приводят к расторжению, т.е. прекращению действия договора, однако с юридической точки зрения это два разных механизма прекращения договорных отношений: один именуется расторжением договора, а другой – отказом от его исполнения. Процедуры регулируются различными положениями ГК РФ и имеют различные условия.

Отметим, что при расторжении договора любым из способов сложно в дальнейшем вернуть деньги за то, что было исполнено сторонами по обязательствам до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон (ст. 453 ГК РФ). Например, вам уже сделали визу для путешествия, а после этого вы решили отказаться ехать в тур. За визу деньги вернуть будет проблематично. Или вы воспользовались экскурсией на отдыхе, а только спустя пару дней после этого решили окончить отдых и вернуться домой.


РАСТОРЖЕНИЕ ПО ВЗАИМНОМУ СОГЛАСИЮ. ЧТО НУЖНО УЧЕСТЬ?

Если исполнитель и клиент согласны на прекращение договорных обязательств, то стороны могут просто подписать соглашение о расторжении договора (ст. 450 ГК РФ).

Что в нем хорошо бы указать?

  1. Сведения о расторгаемом договоре: его наименование, дата, номер.

  2. Наименование и реквизиты сторон, подписавших соглашение.

  3. Что договор расторгается.

  4. Момент, с которого договор считается прекращенным (по общему правилу – с момента заключения соглашения о расторжении договора (п. 3 ст. 453 ГК РФ), но можно согласовать и другой момент прекращения).

  5. Состояние обязательств сторон на основании проведенной сверки расчетов.

  6. Что стороны не имеют претензий друг к другу на момент подписания соглашения.

Заключая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что отказать в предоставлении услуг или товара заинтересованному лицу просто так нельзя. Для этого потребуются законные причины и основания.

CRM-форма появится здесь

Напишите нам!

У Вас есть инициатива по совершенствованию законодательства? Хотите пожаловаться на несправедливость в турбизнесе? Напишите нам.